СЛОВАРЬ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Трибология (лат. tribos – трение) как наука занимается исследованием и описанием процессов контактного взаимодействия взаимоперемещающихся деформируемых тел. Областью трибологических исследований являются процессы трения, изнашивания и смазки. Раздел физики, изучающий процессы взаимодействия твердых тел при их относительном перемещении. Трибология изучает непосредственно процессы трения, а триботехника — их применение в узлах машин. В последние годы в триботехнике получили развитие новые разделы — трибохимия, трибофизика и трибомеханика.
Трибометрия— система методов и средств измерения сил трения, износа и несущей способности трущихся тел. Измерения, полученные непосредственно в процессе фрикционного взаимодействия, позволяют простыми расчетами определить величины коэффициента трения, интенсивности изнашивания, допустимых нагрузок, скоростей и температур.
Износ — изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия или инструмента вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя изделия при трении. Износ можно рассматривать как механический процесс, осложнённый действием физических и химических факторов, вызывающих снижение прочности микрообъёмов поверхностного слоя.
Абразивно-механический износ - износ, обусловленный сочетанием абразивного и усталостного износов.
Абразивный износ - износ, обусловленный наличием царапающих и режущих твердых частиц в зоне контакта. Сущность абразивного износа заключается в разрушении металла твердыми зернами абразива при пластическом деформировании и микрорезании трущихся поверхностей. Абразивный износ является ведущим для машин и оборудования горно-рудного производства, строительной, дорожной, почвообрабатывающей техники, инструмента производства кирпича, бетона и других строительных материалов.
Адгезионный износ- износ в виде периодического отрыва микроскопических частиц с поверхности из-за молекулярного взаимодействия в зоне контакта. Адгезионный износ при трении двух металлических поверхностей под нагрузкой происходит в условиях пластической деформации металла в точках контакта. Развитие деформации сопровождается сближением поверхностей вплоть до активизации сил сцепления между атомами контактирующих металлов и возникновением адгезии на ограниченных участках. Многократное повторение адгезионных связей с последующим их разрушением и отделением частиц металла составляет сущность адгезионного изнашивания. Этот вид износа происходит в подшипниках скольжения (коленчатые валы, оси, пальцы ковшевых цепей, ходовые части различных машин).
Водородный износ (водородное изнашивание) - износ, обусловленный выделением водорода в зоне трения – это процесс изнашивания металлов в зоне фрикционного контакта, где определяющими факторами являются механизмы водородного охрупчивания в микрослоях фрикционного взаимодействия при адсорбции водорода на поверхностях раздела или диффузии водорода из объема металла в зону фрикционного взаимодействия.
Износ в результате поверхностного пластического деформирования - износ в пределах шероховатостей, вызванный снижением высоты микронеровностей и обминанием сопряжённых поверхностей.
Износ, вызванный поверхностноактивнымн веществами - разновидность коррозийно-механического износа, в котором периодически разрушающиеся и возобновляющиеся плёнки образуются благодаря органическим соединениям серы, хлора и фосфора.
Газоабразивный износ - вызывается механическим действием твердых частиц, перемещаемых потоком газа. В этом случае разрушение металла происходит в результате срезания, выкрашивания, выбивания и многократного пластического деформирования его поверхностных микрообъемов. Этому виду износа подвержены детали трасс пневмотранспорта, лопатки пылевых вентиляторов и насосов, клапаны, корпусы и чаши загрузочных устройств доменных печей, сопла реактивных двигателей, работающих на твердом топливе и т.д.
Гидроабразивный износ - во многом сходен с газоабразивным, но носителем абразивных частиц является не газ, а жидкость. Гидроабразивному износу подвергаются рабочие колеса и улитки земснарядов и песковых насосов, лопасти и камеры гидротурбин, работающие на реках, несущих большое количество абразивных частиц, а также пульпопроводы гидротранспорта.
Диффузионный износ - износ в условиях избирательного переноса частиц.
Допустимый износ - величина износа, при которой дальнейшая работа должна быть прекращена.
Естественный износ - износ, протекающий в соответствии с известными закономерностями.
Интенсивный приработочный износ - износ в начальный период работы соединения, вызванный погрешностями изготовления, деформациями, а также сглаживанием шероховатостей.
Кавитационный - вид износа заключается в разрушении поверхности металла под действием ударов газовых пузырьков, образующихся в обтекающем изделие высокоскоростном потоке жидкости при перепадах давления. Кавитации подвержены гребные винты, лопасти и камеры проточного тракта гидротурбин, рабочие колеса и камеры различных гидромашин. Наличие коррозионной среды и абразивных частиц ускоряет процесс кавитационного изнашивания.
Коррозийно-механический износ - износ, связанный с появлением (от химического взаимодействия со средой) в тонких поверхностных слоях плёнок, периодически разрушающихся и возобновляющихся.
Критический износ - износ, после достижения которого начинается катастрофически быстрое его нарастание.
Механический износ - износ, возникающий в результате механических процессов.
Молекулярно-механический износ- износ, обусловленный сочетанием адгезионного и механического износов.
Моральный износ - результат старения оборудования, находящегося в эксплуатации, при котором нецелесообразна его дальнейшая эксплуатация ввиду создания более прогрессивного оборудования аналогичного назначения.
Неравномерный износ - износ, не имеющий закономерного распределения по изнашиваемой поверхности.
Окислительный износ - разновидность коррозийно-механического износа, возникающая в результате непрерывно возобновляющихся окисных плёнок.
Предельный износ- максимальная величина износа, допустимая для нормальных условий работы.
Преждевременный износ- износ, приводящий к ускоренной потере служебных свойств.
Равномерный износ - износ, имеющий закономерное распределение по изнашиваемой поверхности.
Размерный износ- инструмента. Износ за время пути резания.
Тепловой износ- износ в условиях повышенных температур в зоне контакта. Тепловым износом называется процесс разрушения поверхностей деталей машин вследствие нагрева зоны трения до температуры размягчения металла. Разрушение при этом виде износа является следствием образования металлических связей: между контактирующими поверхностями, смятия, налипания и оплавления металла. Этот вид износа распространён в деталях тяжело нагруженных быстроходных машин, валки горячей прокатки, ножи для горячей резки проката, штампы для горячей штамповки, прессформы для литья под давлением, прошивной инструмент горячей прокатки труб.
Удельный износ - отношение величины износа ко времени работы или к массе изнашиваемого тела.
Ускоренный износ - износ, протекающий более быстрыми темпами, чем установленные.
Усталостный износ- износ, вызванный многократными циклами контактных напряжений, приводящими к усталостным трещинам и отделению частиц металла в зоне контакта. Усталостный износ при поверхностной усталости возникает в результате периодического действия напряжений сдвига в приконтактных объемах металла. При длительном циклическом действии напряжений в поверхностном слое металла образуются усталостные трещины. Близкорасположенные трещины объединяются, что приводит к отделению тонких чешуек металла. Износ характерен для пар трения качения и скольжения (рельсовые пути железнодорожного транспорта, подкрановые пути грузоподъемных механизмов, детали и узлы горнодобывающего оборудования).
Установившийся износ - износ, возникающий после интенсивного приработочного износа и имеющий меньшую интенсивность нарастания.
Износ фреттинг-коррозией - разновидность коррозийно-механического износа, возникающего при очень малых колебательных относительных перемещениях, обусловленных деформациями и люфтами сопряжённых поверхностей.
Электродиффузионный износ - износ, возникающий в результате вредного действия термотоков.
Износостойкость - сопротивление материалов или изделий износу, оценивающееся длительностью работы до предельного износа.
Трение — процесс взаимодействия твёрдых тел при их относительном движении (смещении) либо при движении твёрдого тела в газообразной или жидкой среде. По-другому называется фрикционным взаимодействием (англ. friction). Изучением процессов трения занимается раздел физики который называется механикой фрикционного взаимодействия, или трибологией.
ТЕХНОЛОГИЯ LOW SAPS
С каждым годом проблема защиты окружающей среды становится все острее. Борьба за экологию требует постоянно снижать количество вредных выбросов в атмосферу для промышленности, энергетики и, конечно, автотранспорта. В последнее десятилетие успехи автопроизводителей, в решении этой проблемы, стали основным критерием, определяющим лидерство в конкурентной борьбе. Усилия законодателей, ученых и производителей привели к существенному прогрессу в области разработки систем очистки выхлопных газов.
Они вывели на рынок такие новинки, как фильтры твердых частиц, трехфазные каталитические конвертеры и другие системы снижения эмиссии вредных веществ в атмосферу.
Например, специально для дизельных двигателей выпущены сажевые фильтры, предназначенные для улавливания твердых частиц, накопление которых определяется датчиком, подающим сигнал на впрыск топлива и дожигание нежелательных компонентов SAPS (сера, фосфор, сульфатные золы).
Повсеместное и обязательное внедрение новых систем очистки выхлопных газов поставило новую задачу перед производителями моторных масел. Смазочные материалы должны отвечать новым требованиям, учитывая физико-химические условия систем очистки выхлопных газов. Новые системы очистки оказались крайне чувствительны к содержанию в моторных маслах некоторых традиционных элементов - серы, фосфора и золы.
Произошел реальный технологический разрыв: традиционные компоненты смазочных материалов оказались мало совместимы с новыми системами очистки выхлопных газов. Это привело к созданию передового направления в производстве смазочных материалов и, как следствие, уникального класса моторных масел Low SAPS (Low Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur – сниженное содержание сульфатной золы, фосфора и серы).
Уменьшить содержание SAPS в маслах несложно. Но возникает проблема – использование фосфора и серы определяет производительность и ресурс традиционных масел. Например, они входят в состав противоизносных присадок. Однако эти элементы образуют сильные кислоты и твердые несгораемые остатки – сульфатные золы. Содержание золы в выхлопных газах приводит к блокированию фильтров твердых частиц. Сами фосфор и сера снижают ресурс каталитических конвертеров и смешанных систем очистки. Также можно снижать количество зольного остатка, ограничивая содержание в маслах цинка, кальция, молибдена и прочих металлов в основном пакете присадок.
Поэтому для создания масла с низким содержанием SAPS, но сохраняющего высокий уровень функционирования, необходимо найти альтернативные химические решения. На деле это является очень сложной научно-технической задачей.
Решением этой задачи – созданием Low SAPS технологий - занимаются все ведущие производители смазочных материалов.
- В наших материалах применяются высокоочищенные базовые масла и уникальный пакет присадок собственной разработки.
- Количество вводимых в базовое масло компонентов снижено на порядок.
- Используемые компоненты не содержат фосфор и серу, а сульфатная зольность не превышает 0,2%.
- Основные свойства серийных масел не уступают, а по многим параметрам выше, свойств эталонных образцов ведущих мировых производителей.
- Ресурс самих масел имеет; предохраняющие, защитные и сберегающие свойства существенно превосходят аналогичные параметры современных товарных масел.
- Высочайшая эффективность наших масел базируется на полувековых исследованиях в фундаментальных областях науки, нетрадиционном подходе и революционных принципах создания смазочных материалов.
Если Вы применяете наши масла, производимые по технологии Low SAPS, то:
Вы увеличиваете ресурс своей техники;
Вы сберегаете время и деньги на обслуживании и ремонте;
Вы сохраняете природу, собственное здоровье и здоровье Ваших детей!
ТЕХНОЛОГИЯ IST
В основу создания наших смазочных материалов "IST" положена современная концепция трения и изнашивания - результат глубокой теоретической проработки раздела физики: «Термодинамика образования самоорганизующихся структур при необратимых процессах» и опирается на открытие №41 от 1964г., с приоритетом от 1956г., «Эффект избирательного переноса при трении (Эффект безызносности)».
Основы технологии представлены в видео.
Избирательный процесс возникает в результате протекания на поверхности контактирующих тел химических и физических процессов, приводящих к образованию самоорганизующихся систем автокомпенсации износа и снижению трения.
Для этого явления наиболее характерно образование защитного слоя (Сервовитной пленки) на контактирующих поверностях. Он представляет собой вещество, образованное потоком энергии и существующий в процессе трения.
При деформировании сервовитная пленка не разрушается и не подвергается усталостному разрушению. Она воспринимает все нагрузки, покрывая шероховатость поверхностей стальных деталей, которые практически не участвуют в процессе трения.
При избирательном переносе защитные системы построены по принципу избыточности, так как сервовитная пленка поглощает деформацию, а внедрение неровностей практически отсутствует.
Впадины между выступами шероховатостей поверхности заполнены веществом, обладающим свойствами смазки и способностью нести нагрузку, — сервовитной пленкой.
Кроме того, это вещество не уносится из зоны трения, а лишь поступает туда и удерживается там, т.е. обладает свойствами сохранности.
Именно такой многофакторной защитой обладает явление избирательного переноса.
Практика подтверждает, что термодинамические процессы диссипации энергии и синергизма при трении более фундаментальны, чем принципы разрушения контактирующих поверхностей.
Трение создает защитный слой (Сервовитную пленку), а не разрушает .
Налёт медного цвета, расположенный на детали местами, и есть сервовитная плёнка.
Фундаментальные открытия и многолетние исследования позволили разработать ряд принципиально новых материалов и технологий, основанных на реализации «эффекта безызносности». Что позволяет значительно сократить продолжительность приработки и повысить ресурс узлов трения.
Технология "IST" не просто снижает износ контактирующих поверхностей, но и практически исключает его.
Смазочные материалы "IST" изменяют свойства рабочих поверхностей трибологического узла: шероховатость, коэффициенты трения и износа, усилия задира, твердость, а также изменяет геометрию и регулируют зазоры в сопряжении.
Наибольший эффект достигается в моменты, когда работа современных смазок малоэффективна и состояние поверхностей становится определяющим для показателей мощности механических потерь и износа.
Например: в моменты нарушения штатных режимов, смазывания узлов трения.
Следует четко понимать, что наша продукция не в состоянии восстановить рабочие характеристики сильно изношенных агрегатов.
Наилучший эффект обработки может быть достигнут при средней степени износа агрегата. В этом случае и параметры его заметно повысятся, и срок его службы до серьезного ремонта может быть отодвинут.
Видимый эффект обработки новых агрегатов будет существенно меньше, но в последствии обработка окупится резким увеличением срока службы и улучшением показателей при нештатных режимах работы.